изучайте шахматы с LearnChess.ru
Главная / Правила шахмат / Пешка в шахматах
Пешка в шахматах является самой слабой фигурой, но из-за того, что их несколько, они неплохо работают в связке друг с другом, поэтому игрокам важно понимать, как лучше всего использовать их в игре. Начинающему играть в шахматы пешка может показаться очень незначительной фигурой. Однако пешки могут быть очень важными, как вы сможете убедиться ниже. Например, пешка может быть превращена в другую фигуру, по достижению ей противоположного конца доски (см. ниже).
В начале игры важно обращать внимание на две вещи при использовании пешек.
В начале игры у каждой стороны (белые и черные) есть по 8 пешек. За исключением своего первого хода, пешки могут двигаться лишь по одной клетке за раз. При первом ходе у пешки есть выбор - сходить сразу на две клетки (если ей ничего не мешает), или на одну клетку. Пешки двигаются только прямо вперед, и не могут ходить назад (пешка - единственная шахматная фигура, которая не может ходить назад).
Если клетка сразу перед пешкой занята другой фигурой, то пешка оказывается заблокированной, и она не может сделать ход. Ни одна из пешек на следующей диаграмме не может сделать ход.
Хотя пешка и двигается только прямо вперед, захват пешка осуществляет, сдвигаясь на одну клетку вперед по диагонали. На диаграмме внизу белые могут захватить либо ладью, либо коня.
На следующей диаграмме показана ситуация после захвата пешкой ладьи.
Когда пешка достигает противоположного конца доски, ее можно поменять на любую другую фигуру своего цвета, кроме короля. Этот процесс называется превращением пешки. Иными словами, пешка может превратиться в ферзя, ладью, слона, или коня. Обычно пешку превращают в ферзя, но иногда может быть веская причина для превращения пешки в другую фигуру. Если при превращении пешки в ферзя нет свободной фигуры ферзя, то для обозначения ферзя просто переворачивают любую свободную фигуру ладьи (или используется любой другой предмет), и ставят на доску. Превращение происходит путем удаления превращаемой пешки с доски, и помещением на ее клетку выбранной фигуры.